Архивы
Новости

О нас

Краевой Союз советских художников и скульпторов из трех человек создан на I съезде художников (1938, Пятигорске); И.Ф. Горбунов – 1-й председатель, правление располагалось в Кисловодске. В Великую Отечественную войну и послевоенные годы председатель правления В.И. Голубев; на Кавминводах (после 1943) работают эвакуированные из разных мест художники: Ю.В. Разумовская, В.К. Турбасов, Я.Г. Яранцев, А.Н. Безукладникова и др.

1950-е гг. – становление организации: вернулись художники-фронтовики, пришли выпускники художественных учебных заведений.  Председатель правления Б.Н. Бессонов; открыт филиал Художественного Фонда (1954, Ставрополь; возглавил В.Г. Клёнов); избрано новое правление (1956): председатель И.Ф. Горбунов, члены – П.М. Гречишкин, В.Л. Леонтович, В.Г. Федорович. С 1958 г. председатель правления Г.А. Киракозов; к марту 1959 числилось 27 художников. Развитие получила тематическая картина: жизнь аграрного Ставрополья и индустриализация края; шло становление пейзажной школы живописи (В.Г. Клёнов, П.М. Гречишкин).

В 1960-е гг. председатели: народный художник РСФСР К.Г. Казанчан, заслуженные художники РСФСР Г.А. Киракозов, Л.Ф. Попандопуло. Край и АО Карачаево-Черкессия вошел в зону «Юг России»; фонд и правление переехали в Ставрополь (1959–60); по их инициативе открыты Краевой музей изобразительных искусств (1962), первая в крае Детская художественная школа (1964), Краевое художественное училище (1969);  многие члены Союза стали преподавателями (В.М. Чемсо, П.С. Горбань). Закладывалась система художественного образования, шло становление «ставропольской школы живописи»; прошла зональная художественная выставка «Советский юг» (1969, Ставрополь).

В 1970-е гг. формируется графическая школа: в Ставрополе, на Кавминводах – печатные техники (офорт), в Невинномысске – акварель и пастель. В 1970–80-е гг.  председатели – К.Г. Казанчан, заслуженные художники РФ В.М. Чемсо и А.Е. Соколенко. Союз получил здание с выставочным залом и мастерскими (1978); в начале 1980-х строятся мастерские в комплексе жилых зданий (32 мастерские).

Конец 1980-х–90-е гг. – председатели – Д.С. Гущин и И.Б. Девишев. С приездом В.Г. и Н.М. Вдовкиных (1989), на Ставрополье возникла школа эмальерного искусства.

С 2005 г. председатель – С.Н. Паршин. Сегодня в Ставропольском краевом отделении ВТОО «Союз художников России» 94 членов. Превалирует живопись, графика; развитие получили промграфика и дизайн, иконопись и монументальная роспись, что связано с активизацией храмового строительства; продолжает работать школа эмальерного искусства. С 2009 года работает творческая студия ВТОО «Союз художников России», с 2012 года молодежное объединение «ЮгArt», с 2017 года выставочный зал Союза художников арт- сейшен (совместная творческая работа) «Вечерний рисунок».

В Союзе: два действительных члена РАХ: С.Н. Паршин, живописец; Н.М. Вдовкин, эмальер, один почетный член РАХ: З.А. Белая искусствовед, три заслуженных художника РФ: В.М. Вдовкин, А.В. Чемсо, живописец; Н.Ф. Санжаров, скульптор; четыре заслуженных работника культуры РФ: Белая З.А.; Гущин Д.С., живописец; Санжарова В.А. и Черный Л.А., художники театра.

Вот и прошли юбилейные торжества, посвященные 70-летию Ставропольской краевой организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Главной в программе стала художественная выставка, посвященная этому событию.

Говоря о столь почтенном возрасте, нельзя обойтись без упоминания основных, ставших этапными в истории нашего Союза, дат. А история началась в далеком 1938 году, когда в г. Пятигорске, тогдашней столице края, было создано Краевое отделение Союза советских художников, насчитывавшее 3 человека, с ее первым председателем И.Ф. Горбуновым (1907-1948). Военные и послевоенные годы, казалось бы, должны были надолго прервать существование только что появившейся организации, но вопреки этому, именно этот период подготовил благодатную почву для ее становления и развития.

Сюда на Кавминводы в эвакуацию приехали московские и ленинградские художники, открывшие художественные студии и занимавшиеся организацией художественных выставок для находившихся здесь на лечении солдат. Первые послевоенные председатели Союза- В.И. Голубев (1901-1978) и заслуженный художник России Г.А. Киракозов много приложили сил, чтобы организация пополнилась молодежью. В 1950-е в край приехали выпускники столичных художественных вузов, а в начале 1960-х к ним присоединилась уже местная молодежь, вернувшаяся на Ставрополье после учебы в художественных учебных заведениях Краснодара и Ростова-на-Дону. К тому же времени относится и переезд Правления краевой организации в Ставрополь, ставшему к тому времени столицей края. Союз насчитывал уже 27 человек. Здесь открывается новая страничка, и не только Союза художников. 60-е- самый созидательный период в жизни организации. Именно по инициативе художников, в Ставрополе открыты Ставропольский краевой музей изобразительных искусств (1962), первая в крае Детская художественная школа (1964), Ставропольское краевое художественное училище (1969). Тогда же была заложена система художественного образования, ведь многие из членов Союза, стали первыми преподавателями открытых учебных заведений, в том числе, и бывшие в 60-е годы председатели Союза- народный художник России К.Г. Казанчан (1920-1991), заслуженный художник России В.М. Чемсо (1933-1994).

В 1970- 1980-е годы Союз (председатели- заслуженный художник России А.Е. Соколенко и заслуженный работник культуры России Д.С. Гущин) получил свое здание- «Дом художника» (1978) с выставочным залом и мастерскими, в Молодежное объединение Союза художников пришла целая плеяда талантливых живописцев и графиков. Именно об этом времени хочется сказать подробней. Ведь, наряду со сложившейся к тому времени живописной школой, которая уже тогда выгодно отличала ставропольских авторов от соседних регионов, на Ставрополье развилась самостоятельная школа графики. В Ставрополе, и на Кавминводах (Кисловодск), художники, увлеклись печатными техниками, прежде всего, офортом и шелкографией, чему способствовало тесное общение ставропольчан с творческой дачей «Челюскинская» в Подмосковье. Ручные же техники- пастель, акварель больше импонировала авторам из Невинномысска.

К сожалению, скульптура и декоративно- прикладное искусство не получили такого развития, как живопись и графика. Такая же ситуация сохраняется по сей день. Что и подтвердила юбилейная выставка. К слову сказать, то, что организаторы экспозиции сознательно отказались от идеи ретроспективы, дало возможность увидеть сегодняшний Союз таким, каков он есть. А это 127 членов, среди которых много молодежи, пришедшей, буквально в последние два-три года.

Выставка получилась емкой и разной, здесь разные поколения и разные стилистические тенденции, есть место эксперименту и традиции. Выставка- как сама жизнь, противоречива, но это определено ее полифоничностью; она иногда провокационна, но с сохранением чувства меры и такта. Она демонстрирует, может быть, самое главное: творчество старшего поколения вовсе не является догмой и повторением найденных когда-то и бесконечно варьируемых тем и приемов, а искусство молодых, которые в своих поисках, а может и эпатаже, стремятся заявить об уникальности, все-таки в основе своей базируется на незыблемых традициях русской академической школы. Художественная культура края- это сохранение традиций и открытие новых возможностей в рамках тематической картины, глубина образного мышления и приоритет живописного начала. Все это не противоречит общей тенденции развития и эстетике современного изобразительного искусства- смешение и перетекание жанров, романтизация эклектики, корреляция к классическим образцам. Но можно отметить и своеобразие- развитие сюжетного пейзажа, использование богатых возможностей темы интерьера, возросший интерес к натурным композициям. Собственно, те же самые моменты можно отнести и к графике, может, с чуть более заметным уклоном в сторону декоративности, или, напротив, в сторону вневременной интерпретации сюжета.

Также одним из достоинств выставки, является активное участие членов Союза. Вообще, активность характеризует Ставропольский Союз: это и высокий процент участия, а главное, прохождения представителей Союза на крупных выставках, зональных и Всероссийских, что еще раз доказывает жизнеспособность и актуальность творчества ставропольских авторов; это организация и проведение на территории края крупных выставочных проектов: только за последние два-три года в Ставрополе прошли региональные выставки, монографически представляющие развитие таких видов искусства на Юге России, как графика и скульптура. На Кавминводах прошли передвижные выставки, посвященные 250- летию Российской Академии художеств.

Если мы и говорили выше о том, что в крае сложилась непростая ситуация с декоративно- прикладным искусством, то нельзя не отметить, что одно из его направлений, а именно- возрождение техники эмали, стало одним из ярких явлений не только регионального, но Всероссийского значения, и именно в нашем крае уже несколько лет работает эмальерная мастерская, куда съезжаются известные мастера и ученики.

Сегодня, собственно, как и всегда, принято говорить о непростых для культуры временах. Тем позитивнее выглядит на этом фоне Ставропольский Союз. Ему удалось сохранить традиционную школу, не без его участия, систему художественного образования в крае, интерес и желание молодежи участвовать в жизни Союза, в конце концов, выставочный зал и Дом художника, как центр и место единения Ставропольской краевой организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».